Глубины истории Кронштадта: подводная археология и три века

Немного истории

Севастопольское экспериментальное конструкторское бюро подводных исследований – база “Гидронавт” – было создано в 1975 году. С помощью подводных агрегатов исследовались морские глубины, что позволяло вылавливать значительно больше рыбы и вести работу с водными ресурсами. Музей при Военно-морском флоте России в Кронштадте, о котором мы расскажем сегодня, представляет посетителям некоторые виды таких подводных аппаратов – с глубиной погружения до 400 метров.

Сначала это была просто выставка – экспонаты стали свозить сюда в 2017 году. При этом те, которые принадлежали другим ведомствам, передавались в ведение Военно-морского флота России.

“Их доставляли со всей страны – от Крыма до Камчатки”, – рассказывает начальник службы поисковых и аварийно-спасательных работ Ленинградской военно-морской базы, капитан второго ранга Вячеслав Архипов.

Перед тем как предоставить музею, их отреставрировали военнослужащие Ленинградской военно-морской базы и сотрудники судостроительных заводов “Адмиралтейские верфи”, “Пелла”, “Канонерского судоремонтного завода” и предприятия “Обуховское”.

Вся экспозиция – часть военно-исторического парка Западного военного округа.

Источник изображения: Антон Ваганов/ТАСС

Всего в музее в Кронштадте шесть машин, каждая из которых уникальна, и отнюдь не только потому, что выпущена ограниченным тиражом.

Экспозиция Музея военно-морской славы

В здании музея размещается экспозиция, посвященная истории военно-морского флота и современному этапу его развития.

Историческая экспозиция занимает первый этаж, современная — второй этаж. Каждый из залов носит свое название.

На площади более 8 тыс. кв. м расположено 24 тематических зала.

Историческая экспозиция

  • Зал 1 «Сила стихии». Формирование торговых путей по морям и рекам.
  • Зал 2 «Сила идеи». Реформы Петра I, создание военно-морского флота.
  • Зал 3 «Сила ветра». Становление Российской Империи как одной из мировых морских держав.
  • Зал 4 «Сила открытий». Развитие морской инженерии, морской навигации.
  • Зал 5 «Сила структуры». Формирование систем регулирования военно-морского флота.
  • Зал 6 «Сила духа и тела». Создание морских госпиталей и появление флотских священнослужителей.
  • Зал 7 «Сила связи». Развитие новых коммуникаций.
  • Зал 8 «Сила огня и металла». Переход от парусного флота к паровому.
  • Зал 9 «Сила величия». Восстановление флота после Первой мировой и Гражданской войн.
  • Зал 10 «Сила образования». Подготовка моряков, военно-морское образование.
  • Зал 11 «Сила обороны». Создание береговых укреплений и приморских крепостей.
  • Зал 12 «Сила наступления». Формирование морской пехоты.
  • Зал 13 «Сила скорости». Создание морской авиации.
  • Зал 14 «Сила глубины». Исследование морских глубин.

Настенька Павлик

Современная экспозиция

  • Зал 15. Вступление в новую эру второй половины XX века
  • Зал 16 «Сила сотрудничества». Открытие Адмиралтейских верфей.
  • Зал 17 «Сила идеи». Создание ракетного вооружения.
  • Зал 18 «Сила надводного флота». Создание баз и районов патрулирования носителей ядерного оружия.
  • Зал 19 «Сила ядерных технологий». Разработка советской атомной бомбы.
  • Зал 20 «Сила подводного флота». Разработка подводной атомной лодки.
  • Зал 21 «Сила природы». Изучение и освоение Крайнего Севера, развитие ледокольного флота.
  • Зал 22 «Сила высоты». Эпоха пилотируемой космонавтики.
  • Зал 24 «Линия времени». Сохранение исторической памяти.

Настенька Павлик

Необитаемый МТК-200

Один из первых советских морских роботов, необитаемый аппарат – морской телеуправляемый комплексМТК-200 – привезли в Кронштадт из Петропавловска-Камчатского. Робот, похожий на луноход, нужен был для обследования затонувших подводных лодок. Кроме того, робот проводил подготовительные работы по спасению экипажей затонувших подводных лодок на глубинах до 200-300 метров.

Уже с конца 1970-х годов МТК-200 участвовал в подготовке к аварийным работам на Баренцевом море в районе Ура-Губы, помогая поднимать подводную лодку С-80, которая затонула в 1961 году при трагических обстоятельствах: экипаж в условиях урагана не смог справиться с поломкой, в результате чего все 68 человек погибли.

Морской робот МТК-200

Источник изображения: Олег Павленко/ТАСС

С 1980-х годов МТК стоял на вооружении Военно-морского флота. Морской робот обследовал и фотографировал затонувшие объекты, поднимал на поверхность предметы весом до 100 кг, ремонтировал подводные части корпусов кораблей, причалов и проводил научно-исследовательские работы.

МТК-200 также оказывал помощь терпящим бедствие субмаринам, обеспечивая их воздухом высокого давления.

Билеты в Музей военно-морской славы

Входной билет — 400 рублей.

Льготный билет — 200 рублей.

Льгота предоставляется пенсионерам, студентам, посетителям в возрасте от 8 до 18 лет, членам многодетных семей, инвалидам 1 и 2 групп и др. (посмотреть полный перечень). Необходимо предъявить документ, подтверждающий льготу.

Самостоятельная экскурсия с аудиогидом:

  • Полный билет — 1 000 рублей.
  • Льготный билет — 500 рублей.

Обзорная экскурсия с гидом для групп до 15 человек:

  • Организованная экскурсия — 3 000 рублей.
  • Льготная — 1 500 рублей.
  • На иностранном языке — 5 000 рублей.

Бронирование экскурсий открывается 1 числа на следующий месяц (по почте [email protected]).

Посещение подлодки К-3 «Ленинский комсомол»

Продолжительность экскурсии по подлодке — 35 минут (группы до 12 человек формируются каждые 15 минут).

  • По будням — 1 000 руб.
  • По выходныым — 1 500 руб.
  • Для детей до 18 лет и многодетных семей — скидка 50%.

Что посмотреть

Сейчас под именем Музея истории Кронштадта объединены несколько экспозиций, памятники и мемориальные доски.

Экспозиции музейного комплекса

«Три века Кронштадтской истории» (Якорная площадь, 2а). В главном здании музея демонстрируются экспонаты, рассказывающие об истории Кронштадта. Вы узнаете множество интересных фактов о строительстве фортов и городских зданий, жизни обычных горожан и моряков. Здесь можно увидеть коллекцию фототехники, модели подводных лодок и кораблей, а также предметы привычные для жителей начала XX века, но удивляющие современных людей — респиратор для лошади, самовар-«эгоист», копоушку для чистки пуговиц и многое другое.

В экспозиции «Три века Кронштадтской истории» большое внимание уделяется военным событиям. Посетители выставки узнают о судьбе Кронштадта в годы революций 1905 и 1917 годов, в периоды Гражданской войны, восстания 1921 года и Великой Отечественной войны

Кроме того, имеется целый раздел посвященный восстановлению города в послевоенные годы. Экспонаты для Музея истории Кронштадта были собраны у жителей города, поэтому учреждение можно по праву называть «народным музеем».

Экспозиции музея на Якорной площади, Музей истории Кронштадта

«Подводная археология» (Ленинградская, 2). Основная идея этой выставки познакомить всех желающих с историей морского дела в Кронштадте. Акцент ставится на изучение останков затонувших кораблей. В экспозиции представлены вещи погибших моряков (оружие, бытовые предметы, обувь и пр.). Все экспонаты были подняты с затонувших кораблей. Среди них — фрегат «Олег», линейный корабль «Портсмут», броненосец «Гангут».

Кроме постоянных экспозиций в зданиях исторического музея проходят временные выставки, мастер-классы и конкурсы. Даты и время проведения можно узнать по телефону Информационно-культурного центра Кронштадта (+7 (812) 311-91-34), а также на официальном сайте музея.

Календарь событий Музея истории Кронштадта в 2024 году

Наталья Гудкова

Экспозиция под открытым небом

Каждый год Музей истории Кронштадта принимает фестиваль искусств «КронФест». В рамках мероприятия приглашенные дизайнеры и художники создают художественные композиции из металлолома и другого мусора. Экспонаты выставляются на территории перед филиалом музея (Ленинградская, 2) и доступны к осмотру.

Экспозиции музея на Якорной площади, Музей истории Кронштадта

Мемориальные доски

Более 150 мемориальных досок установлены по всему городу в разное время в честь инженеров-строителей, революционных деятелей, тружеников, защитников города. Для их осмотра нужно пройти по нескольким улицам города. Это занятие будет интересно тем, кто увлекается историей. Часть мемориальных досок Кронштадта можно посмотреть на сайте музея.

Памятники и сооружения

В городе более 50 памятников и памятных знаков. Главные из них посвящены государственным деятелям, адмиралам, значимым историческим событиям. Самые посещаемые — стела 300-летию Кронштадта, памятник революционным морякам Балтики, стела «Кронштадт — город воинской славы». Также возле основного здания на Якорной площади располагается Никольский Морской собор.

В Музее истории Кронштадта открылась выставка о жизни на кораблях Петровской эпохи

Представлены уникальные экспонаты, пролежавшие на дне Финского залива около трехсот лет

Фото: Андрей Сергеев/ «Петербургский дневник»

Сегодня в Музее истории Кронштадта представили новый выставочный проект. Теперь посетители музея увидят коллекцию артефактов, которые на протяжении нескольких лет поднимали со дна и реставрировали специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества (РГО).

«Благодаря Центру подводных исследований удается находить артефакты, предметы петровских времен, времен становления российского флота, строительства Кронштадта и Петербурга. Особенно ценно, что эта выставка открылась в год 350-летия Петра Великого», – сказал на церемонии открытия выставки глава Кронштадтского района Санкт-Петербурга Олег Довганюк.

В основе коллекции – предметы, поднятые с места крушения в 1724 году торгового судна «Архангел Рафаил». Например, среди удивительных находок – отлично сохранившийся псалтырь. Невероятно, но, несмотря на века, которые артефакт провел под водой, сохранились не только печатные листы, но и кожаная обложка. Также представлены находки с затонувшего в 1719 году на безымянной отмели вблизи Кронштадта линейного корабля «Лондон».

Сотрудники Музея истории Кронштадта более полугода работали над созданием новой экспозиции. Многие экспонаты XVII-XVIII веков показаны широкой публике впервые.

Куратор выставки Евгений Вавилов рассказал, что «Архангел Рафаил» принадлежал немецкому купцу-контрабандисту Герману Мейеру. Судно оказалось зажато льдами, когда следовало из Петербурга в Любек с незадекларированным грузом. Команде удалось спастись. Центр подводных исследований провел семь сезонов полевых работ, чтобы поднять оставшиеся артефакты.

«Линейный корабль «Лондон» затонул на безымянной на тот момент отмели вблизи Кронштадта. Корабль настолько крепко застрял, что, когда его разгрузили от груза и пушек, на его остове был устроен маяк. Впоследствии, когда корабль разрушился, на этом месте выставляли плавучие маяки. Постепенно название корабля привязалось к самой отмели, которая теперь зовется «Лондонской отмелью». Фрагменты этого корабля теперь можно увидеть у нас в музее», – рассказал Евгений Вавилов.

Он также подчеркнул, что уникальность коллекции даже не в богатстве собранных артефактов, как, скажем, экспонируемые в Эрмитаже предметы. Есть вещи известных людей или то, что особо ценится и передается по наследству. Здесь же можно увидеть быт простых моряков Петровской эпохи. Например, в одной из витрин можно увидеть 300-летнюю моченую репу – часть рациона команды. Можно увидеть обувь, одежду, посуду простых моряков.

«Балтика, Финский залив – это уникальный природный консерватор. Это холодная илистая акватория с низким содержанием кислорода, как результат – тут мало микроорганизмов, которые могли бы разрушить предметы. Поскольку это торговое судно, на борту было много товаров. Шерсть, зерно, рога – все это тоже сохранилось. Нашли бочонок с маринованными рябчиками», – говорит представитель Центра подводных исследований РГО Надежда Ртищева.

Она добавила, что в запасниках есть еще немало артефактов, реставрация которых уже завершена или завершается. Поэтому коллекция Кронштадтского музея будет пополняться и в дальнейшем. Так, это найденные парики из натурального волоса и многое другое. Также в сентябре планируется совместно с Музеем истории Кронштадта открыть большую выставку в Петропавловской крепости. Там покажут не вошедшие в открывшуюся сегодня экспозицию экспонаты и артефакты с других объектов.

«Мы уже лет 20 работаем с затопленными объектами. По Финскому заливу и рекам Северо-Запада найдено уже более 600 кораблей. Мы создаем реестр объектов подводного культурного наследия, которые находятся в водах Российской Федерации», – сообщил научный консультант Центра подводных исследований РГО Андрей Лукошков.

Режим работы и билеты в Музей истории Кронштадта

Оба здания Музея истории Кронштадта работают ежедневно с 11:00 до 18:00. Кассы открыты до 17:30. В период с 1 мая по 30 сентября комплекс работает без выходных. В остальные месяцы выходной день — среда.

Стоимость билетов зависит от категории посетителей:

  • Взрослые — 150 рублей;
  • Школьники и пенсионеры — 75 рублей;
  • Единый билет для посещения основного здания и филиала — 250 рублей;
  • Семейный билет (2 взрослых и 1 ребенок от 7 до 18 лет) — 300 рублей;
  • Дети до 7 лет, студенты ВУЗов, ветераны ВОВ, жители блокадного Ленинграда, инвалиды, многодетные семьи и другие льготные группы — бесплатно.

Экспозиции музея на Якорной площади, Музей истории Кронштадта

Экскурсионное обслуживание

Если вы хотите посетить музей с экскурсией, то необходимо покупать входной билет и дополнительно оплачивать услуги гида. Продолжительность экскурсии — 45 минут.

  • Экскурсия для группы от 1 до 15 человек — 600 рублей/группа;
  • Экскурсия для группы от 16 до 50 человек — 40 рублей/человек.

Прайс и подробная информация о билетах в Музей истории Кронштадта

Панорама филиала музея на Ленинградской улице:

Неоцененные масштабы

На данный момент проект получает поддержку администрации Кронштадта и Санкт-Петербурга. По словам Сергея Фокина, в 2016 году на охрану и поддержание состояния Петровского дока выделено около девяти млн рублей.

Проектные работы в Петровском доке будут завершены в мае 2018 года. Завозить экспонаты туда планируют в 2022 году. По предварительным подсчетам, площадь музейного комплекса составит 42 тыс. кв. метров.

В ближайшее время в бассейне Водонапорной башни Музея истории Кронштадта начнутся работы по обустройству тестового участка подводного экспонирования. В реальных условиях будут проведены замеры и изучение поведения воды, конденсата, материалов для исключения ошибок проектирования на основном объекте – Петровском доке.

Точная сумма, требуемая на его реставрацию, пока не известна и определится только после обследования дока. Когда идея о создании музея затонувших кораблей прозвучала впервые – в феврале 2016 года на заседании в Смольном, – в комитете по инвестициям проект оценили в шесть млрд рублей. Основную сумму должны предоставить инвесторы, имена которых не разглашаются.

Ольга Бережнева

  1. saint-petersburg.ru

Как добраться

Чтобы доехать до музея истории Кронштадта придется сделать пересадку (возможно несколько), поэтому лучше выделить целый день на посещение острова Котлин, где и находится этот город-порт. Из Санкт-Петербурга, а также из ближайших пригородов (Ломоносова и Сестрорецка), до Кронштадта ходят автобусы и маршрутные такси.

Из Северной столицы транспорт отправляется от станций метро фиолетовой и синей веток:

  • от станции «Черная речка», каждые 15 минут ходит маршрутка № 405.
  • от станции «Проспект Просвещения» каждые 20–30 мин — маршрутка № 407.
  • от станции «Старая деревня» — автобус № 101.

В автобусе можно расплатиться наличными и транспортной картой «Подорожник», стоимость проезда 40 рублей. В маршрутных такси только наличные — около 80 рублей.

Схема метро Санкт-Петербурга

Из Сестрорецка до Кронштадта ходит автобус № 215 (ост. «Городская больница № 40», стоимость проезда 80 рублей). Из Ломоносова — автобус № 175 (билет стоит 40 рублей, ост. «Вокзал»).

В Кронштадте нужно доехать до остановки «Площадь Рошаля» (основное здание музея), либо «Ленинградские ворота» (до филиала). Здесь ходят маршрутка № 405, а также местный автобус № 2Кр.

Желающие поехать на остров Котлин на автомобиле могут воспользоваться координатами Информационно-культурного центра: широта 59°59′26″N (59.990512), долгота 29°45′44″E (29.76229). Из Санкт-Петербурга время пути составит около 1 часа.

Для поездки можно заказать такси через приложения Яндекс. Такси, Uber, Таксовичкоф, Конкорд, Везет, Gett, Maxim. Стоимость в одну сторону около 1000 рублей.

Также до Кронштадта можно заказать трансфер от KiwiTaxi:

Открытие нового здания музея истории Кронштадта: видео

Уникальный памятник инженерии

Петровский док в Кронштадте – уникальный гидротехнический комплекс, памятник истории и культуры федерального значения площадью порядка 58 тыс. кв. метров. Это первый сухой док в России, строительство его продолжалось целых 33 года – с 1719-го по 1752 год. Заложен он был по Указу Петра Великого, когда в начале XVIII остро встал вопрос строительства доков для быстрого ремонта кораблей. Петербург активно превращался в мощный западный морской форпост России, сюда заходило огромное количество иностранных кораблей: только 22 июня в 1715 году принимались одновременно 45 английских и голландских судов.

По масштабам и инженерной мысли док был сооружением ультрасовременным для того времени. Уникальность и новаторство инженерного решения заключались в том, чтобы использовать рельеф местности для быстрого осушения дока, что позволяло в течение 24 часов приступить к ремонту судна. Вода из дока сливалась через глубокий овраг в специально оборудованный бассейн и оттуда перекачивалась обратно в залив. В Европе для этих целей использовали систему приливов и отливов, что на Финском заливе невозможно.

При постройке было задействовано около трех тысяч человек. Строительство дока изначально планировалось закончить за три года, но в итоге оно было завершено уже после смерти Петра I. Канал открыли 30 июля 1752 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны — она сама запустила шлюзовые механизмы. Трижды грянул салют из 1331 орудия стоящей в гаванях эскадры.

“Тритон-1М”

Один из самых таинственных экспонатов, представленных в музее, – сверхмалая проницаемая подводная лодка “Тритон-1М” – буксировщик водолазов. В нее вмещаются всего два человека.

Длина субмарины пять метров, она использовалась для рейдов и патрулирования акваторий портов, поиска подводных шпионов и диверсантов, постановки минных заграждений, подрывных зарядов, осмотра и восстановления подводных сооружений.

Подводная лодка “Тритон-1М”

Источник изображения: Олег Павленко/ТАСС

Автономное время работы лодки – шесть часов, а глубина погружения – 40 метров. Всего таких лодок завод “Ленинградское Адмиратлейское объединение” в Ленинграде выпустил 32. Из них до наших дней дошло в сохранности всего четыре экземпляра, один из которых и находится в Кронштадте.

Рядом с “Тритоном-1М” субмарина побольше – “Тритон-2”.

Она выполняла те же функции, но на борт могла принять уже шесть человек – двоих членов экипажа и четверых водолазов. Лодки модели “Тритон-2” состояли на вооружении ВМФ СССР в период с 1975 по 1990 год. Таких лодок выпустили еще меньше – всего 13.

Малютка “Тритон 1М” уже успел стать любимцем туристов, которые в те редкие дни, когда музей пускает посетителей, с удовольствием залезают внутрь, чтобы сфотографироваться и почувствовать себя настоящими подводными разведчиками. Пока это единственная машина, куда могут попасть гости.

Музей открывается пока нерегулярно – по некоторым выходным и праздникам. Вячеслав Архипов говорит, что его планируют сделать постоянным, привлечь экскурсоводов, которые будут рассказывать об особенностях подводных аппаратов. Возможно, уже скоро гости смогут не только увидеть аппараты, но и посмотреть изнутри, как они устроены.

Олег Павленко

Санкт-Петербург. 6 июля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Строительство музея затонувших кораблей на базе Петровского дока Кронштадта потребует 5-6 млрд рублей вложений, завозить экспонаты планируют с 2022 года.

“Важно сделать Петровский док таким, чтобы он доставлял радость горожанам и не требовал при этом постоянных бюджетных вливаний. Наш интерес заключается и в том, чтобы предприниматели нашли своё место в этом проекте

Вокруг должна быть инфраструктура: транспорт, развлечения, кафе. Предположительный бюджет проекта, который сейчас называется — это 5-6 млрд рублей”, — рассказал журналистам президент торгово-промышленной палаты Петербурга Владимир Катенев в среду.

В свою очередь директор Музея истории Кронштадта Евгений Гришко, в ведении которого находится Петровский док, отметил, что для реализации проекта в основном будут привлечены средства частных инвесторов.

“Это будет очень интересный и многофункциональный музей. Я считаю, что Кронштадт заслуживает того, чтобы замахнуться на что-то уникальное. Ведь много открытий было сделано в Кронштадте, много чего здесь происходило. Рассчитывая на бюджет, такой проект реализовать сложно, но я надеюсь, что у нас будут инвесторы. Есть много людей, которые проявляют интерес к этому проекту”, — сказал Е.Гришко.

Согласно концепции проекта, крестообразное углубление доков длиной в сотни метров планируется покрыть прозрачным акриловым пластиком. Внутри него будут обустроены площади для экспозиции затонувших судов разных эпох. Корабли будут экспонироваться в воде, окружённые прозрачными стенами, сквозь которые зрители смогут посмотреть на них с разных сторон, как в океанариуме.

“Доковые камеры наполнят водой и поместят в них объекты подводного наследия. Экспонаты могут быть достаточно большого размера. Глубина дока составляет7 метров. Объекты, высота которых превышает эту отметку, хранить будет нельзя. Одно время муссировалась версия о том, что в док могут поставить затонувший фрегат “Олег”, который лежит на дне у острова Гогланд. К сожалению, это технически невозможно. Его высота от киля до надстройки больше12 метров, он физически не поместится”, — рассказал журналистам исполнительный директор Центра подводных исследований Русского географического общества (РГО) Сергей Фокин.

Перечень экспонатов для будущего музея пока условен и включает порядка десяти судов, которые могут быть выставлены в доках. По словам специалистов, до транспортировки кораблей в готовые музейные доки исследователи могут сделать находки, которые были бы более интересны для выставки.

Музеев, подобных тому, который планируется создать в Кронштадте, в мире нет. “Есть известный Музей Васа в Швеции. Но там совершенно другой метод: взят один корабль, законсервирован в воздушной среде, вокруг него построен ангар. Есть похожий музей в Китае — Музей Шёлкового пути. Но там один объект, который осматривается сверху, через прозрачный потолок. У нас отдельным экспонатом является само место экспозиции”, — отметил С.Фокин.

Подводная археология

Экспозиция «Подводная археология» расположена в историческом здании по адресу: улица Ленинградская, 2, Кронштадт, Санкт-Петербург.

Здание экспозиции – это отреставрированное здание бывшей башни городского водопровода. Здание водонапорной башни было построено в 1836 году по указу императора Николая I.

Рядом со здание находятся: скульптура «Солнечные Часы мира» и памятник «Водовоз».

Экспозиция рассказывает об истории Кронштадта, связанной с кораблями, которые затонули и так и остались в море, ведь Кронштадт был городом моряков, где строили и вооружали корабли, а из гаваней и с рейдов Кронштадта уходили в дальние походы фрегаты, шлюпы и крейсера.

Экспозиция создана на основе уникальных предметов, поднятых с затонувших кораблей на дне Финского залива и Черного моря во время поисковых экспедиций. Главной темой экспозиции является подводная археология, также гости могут познакомиться с историей кораблестроения и судоходства.

В залах музея находятся артефакты и сотни экспонатов поднятых с линейного корабля «Портсмут», фрегата «Олег», броненосца «Гангут» и других боевых кораблей и торговых судов.

Среди экспонатов: предметы морского вооружения и быта, керамика, посуда, обувь, инструменты и личные вещи моряков и пассажиров затонувших судов, а также детали судового интерьера и экстерьера, относящихся к концу 17 – середине 20 веков.

Центральное место в музейном пространстве занимают два крупных фрагмента корпуса линейного корабля «Портсмут» (1714-1719 гг.), дающие представления о том, как строились корабли во времена правления Петра I. Также в одном из залов экспозиции собраны материалы, непосредственно рассказывающие о 54-пушечном линейном корабле «Портсмут», разбившемся на Лондонской мели близ острова Котлин в 1719-м году.

Атриум музея и подводная лодка

Музей военно-морской славы состоит из 2-х высоких двухэтажных зданий футуристического стиля и атриума с подлинной подводной лодкой, расположенного между ними. Даже если не хочется платить за музей, можно погулять внутри атриума и посмотреть на подводную лодку.

Вход в музей

Вход в здание через рамки безопасности. Может скопиться небольшая очередь. Внутри впечатляющие интерьеры из стекла и бетона.

На входе в здание музея

Здание атриума Музея военно-морской славы занимает подлинная атомная подводная лодка. Модель субмарины — К-3 «Ленинский комсомол» проекта «627-Кит». При входе со стороны набережной мы видим хвостовую часть подводной лодки.

Первая атомная советская подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол»Войдя в музей мы видим хвостовую часть подводной лодкиВид на лодку сбоку. К ней ведёт лестница по которой можно подойти вплотную к лодке. Но вход пока закрыт, в будущем внутри будет музей.

Характеристики подводной лодки:

  • длина — 107,4 м;
  • скорость под водой — 30 узлов;
  • наибольшая ширина — 7,96 м;
  • экипаж — 104 человека;
  • скорость над водой — 15,5 узлов;
  • количество боевых служб — 6;
  • число дальних походов — 4;
  • полное водоизмещение — 4,75 тыс. тонн;
  • суммарно пройденная дистанция — 128,443 тыс. морских миль (237,876 тыс. км).

Первый пуск субмарины К-3 на воду произошел 9 августа 1957 г. Модель К-3 — третья атомная лодка в мире и первая в Советском Союзе по времени создания. История субмарины включает несколько этапов:

  • 1958–1987 гг. — атомная подводная лодка входила в состав Северного флота;
  • 1962 г. — субмарина совершила поход по акватории Северного Ледовитого океана до полюса, где экипаж установил флаг СССР; подводная лодка получила новое название — «Ленинский комсомол»;
  • сентябрь 1967 г. — произошел сильный пожар, охвативший два отсека; 39 членов экипажа погибли;
  • 1988–2021 гг. — субмарина швартовалась поочередно в Гремыхе, Полярном, Нерпе;
  • 1999 г. — «Ленинский комсомол» официально был выведен из состава флота;
  • 2003 г. — ядерное топливо было выгружено;
  • 2021 г. — подводную лодку успешно перевели из Снежногорска (Мурманская обл.) в Кронштадт; расстояние, которое пришлось преодолеть «Ленинскому комсомолу», — более 2 тыс. км;
  • с 2022 г. субмарина находится на территории «Острова фортов».

Вид на подводную лодку спереди

После восстановительных работ подводная лодка максимально точно соответствует характеристикам субмарины периода активной эксплуатации, когда «Ленинский комсомол» бороздил под водой океаны, заливы и моря. Экспозиция подробно расскажет о технических характеристиках субмарины, а также о людях, служивших на подводной лодке.

Совсем скоро, в декабре 2023 г., посетители смогут зайти во внутренние отсеки «Ленинского комсомола». Сейчас осмотр доступен с помощью интерактивного панно, оборудованного окном, передвигая которое каждый гость заглядывает в виртуальные помещения субмарины.

Интерактивное панно в атриуме музея с информацией о подводной лодке К-3

Не путайте эту подводную лодку с макетом с левой стороны при входе в парк «Остров фортов». Это только макет, внутри ничего нет.

На первой этаже открылось кафе, пока весьма скромно. В будущем откроется ещё одно кафе на втором этаже.

Кафе на первом этаже атриума

На этом прогулка по атриуму завершается. Со временем здесь появятся и другие места для досуга. Напомню, что вход в атриум бесплатный. А чтобы попасть на первый и второй этажи музея Военно-морской славы, нужно приобрести единый билет. В дату моего визита музей в подводной лодке ещё не открылся. Возможно туда нужно будет покупать отдельный билет.

«Архангел Рафаил». Раскопки на дне

Конец 1724 года, в Петербурге скандал. Адмирал Крюйс и немецкий купец Мейер не могут поделить груз с торгового судна, которое было затерто льдами близ Березовых островов и уже частично разграблено. Делом интересуется сам царь: одних только кож местные жители собрали сотни тюков, хотя в таможенных документах владельцы судна, вышедшего в немецкий Любек 15 октября, не задекларировали и доли этого груза. Но в начале нового года Петр I умирает, и потенциально громкое дело удается замять.

Трехмачтовый «Архангел Рафаил» оставался под водой, и лишь в 2014 году к нему спустились водолазы.

«Это была контрабанда, — рассказывает директор Центра подводных исследований (ЦПИ) РГО Сергей Фокин. — По-видимому, судно покинуло порт почти пустым, чтобы не платить таможенных пошлин. А затем встало на якорь у мыса Стирсудден и приняло нелегальный груз».

Like this post? Please share to your friends: